ПОЛОЖЕНИЕ СКАЗАВШЕГО ОБ АЛЛАhЕ «ДЖИСМ ЛЯ КАЛЬ-АДЖСАМ» (перев. «тело не как другие тела»). Часть 1: Нет никакого сомнения, что сказавший об Аллаhе «джисм каль-аджсам» (перев. «тело как другие тела») не является мусульманином, так как эти слова прямо противоречат тому, что Сказал Аллаh в Кур’ане «Нет ничего подобного Ему», а в этих словах (джисм каль-аджсам) есть сравнение Аллаhа с творениями, что является явным куфром, помимо того, что он приписал Аллаhу тело, однако это требует более внимательного рассмотрения. Нет никакого разногласия у ученых Ислама, что приписавший Аллаhу размеры, границы, объем, место, образ и другие качества тела не является мусульманином, однако некоторые разъяснения необходимо выявить, дабы не сложилось у людей неверное представление о словах ученых, высказавшихся в вопросе такфира муджассимов. Данное разъяснение мы поделим на разделы: 1) Что такое джисм (тело); 2) Разногласие сектантов в понимании слова джисм; 3) Несостоятельность утверждения о том, что слово джисм имеет иное значение; 4) Положение сказавшего об Аллаhе «джисм ля каль-аджсам» («джисм, не как тела»); 5) Положение того, кто назвал Аллаhа «джисм», зная значение этого слова. ЧТО ТАКОЕ ДЖИСМ (ТЕЛО)? Сказал имам ибн аль-Джавзи (ум. 597г.h.) в книге «аль-Мунтазым», 1/118: اﻟﻤﻮﺟﻮﺩ ﺇﺫا ﻛﺎﻥ ﻣﺘﺤﻴﺰا ﻏﻴﺮ ﻣﺆﺗﻠﻒ ﺳﻤﻲ ﺟﻮﻫﺮا ﻓﺮﺩا ﻓﺈﻥ اﺋﺘﻠﻒ ﺇﻟﻰ ﻏﻴﺮﻩ ﺳﻤﻲ ﺟﺴﻤﺎ «Существующее, если оно занимает место, но не состоит из частей (неделимо), то называется частицей (джавhарун фард), а если соединено с чем-то, то называется телом (джисм)». Сказал имам Фахр ар-Рози аш-Шафи'и (ум. 606г.h.) в книге «Ма'алим усуль ад-дин»: اﻟﻤﺘﺤﻴﺰ ﺇﻣﺎ ﺃﻥ ﻻ ﻳﻜﻮﻥ ﻗﺎﺑﻼ ﻟﻠﻘﺴﻤﺔ ﻭﻫﻮ اﻟﺠﻮﻫﺮ اﻟﻔﺮﺩ ﺃﻭ ﻳﻜﻮﻥ ﻗﺎﺑﻼ ﻟﻠﻘﺴﻤﺔ ﻭﻫﻮ اﻟﺠﺴﻢ «Занимающее место, если не возможно его деление, называется частицей, а если возможно его деление – телом». Сказал имам Абу Са'ид аль-Мутавалли аш-Шафи'и (ум. 478г.h.) в книге «аль-Гунья фи усуль ад-дин», 81: الجسم في اللغة بمعنى التأليف واجتماع الأجزاء، والدليل عليه أن نقول عند زيادة الأجزاء وكثرة التأليف جسم وأجسم، كما يقال عند زيادة العلم عليم وأعلم «Джисм в арабском языке означает составленность из частей и доказательство этому то, что мы говорим о чем-то, что состоит из множества частиц "джасума" (быть большим) и "аджсума" (быть больше), как говорится о том, кто имеет знания "'алим" (знающий) и "а'лям" (более знающий)». Сказал имам аль-Газзали (ум. 505г.h.) в своей книге «Ихйаъ 'улюм ад-дин» 1/107: اﻟﺠﺴﻢ ﻋﺒﺎﺭﺓ ﻋﻦ اﻟﻤﺆﻟﻒ ﻣﻦ اﻟﺠﻮاﻫﺮ «Джисм - означает "состоящий из частей"». РАЗНОГЛАСИЕ СЕКТАНТОВ В ПОНИМАНИИ СЛОВА «ДЖИСМ» Называвшие Аллаhа «джисм»-ом разногласили относительно значения этого слова. Некоторые из них полагали, что джисм означает «Существующий», другие полагали, что это означает «Сущий сам по себе», однако их слова не соответствуют языку, о чём мы упомянем далее. А что касается их разногласий, то упомянули об этом многие ученые мутакаллимы, написавшие работы по основам религии и опровержению сект. Сказал имам Аль-Хьаромайн (ум. 478г.h.) в своей книге «аш-Шамиль», 288: فذهب ذاهبون إلى أن الرب سبحانه و تعالى جسم, ثم اختلفت مذاهب هؤلاء فزعم بعضهم أن معنى الجسم: الوجود, وأن المعني بقولنا: إن الله جسم, أنه موجود. و صار آخرون إلى أن الجسم هو القائم بالنفس, وقد مال إلى هذين المذهبين طائفة من الكرامية. «И пришли некоторые к тому, что Аллаh - джисм, затем было разногласие между этими группами, и некоторые из них подумали, что значение слова джисм - существование, и полагали, что когда говорится: "Аллаh - джисм", то подразумевается, что "Он существует". Другие полагали, что джисм в значение "сущий сам по себе", и придерживались этих двух путей (разъяснения слова джисм) некоторые группы из числа каррамитов» (каррамиты - одно из заблудших течений). Так же он сказал на стр. 401: وذهب الصالحى إلى أن الجسم هو القائم بنفسه. وذهب هشام في آخر أقواله إلى أن الجسم إذا سمى به الإله تعالى، وقيل: هو جسم لا كالأجسام؛ فالمراد به أنه شيء لا كالأشياء. واختلفت مذاهب الكرامية في الجسم. فذهب شرذمة منهم إلى أن الجسم هو الموجود. وصار آخرون إلى أن الجسم هو القائم بالنفس. وذهب الأكثرون منهم إلى أن الجسم هو الذي يماس غيره من إحدى جهاته. «ас-Солихьий пришёл к тому, что "джисм" - это "сущий сам по себе", а hишам, в последних своих высказываниях, пришёл к тому, что "джисм", когда говорится о Боге: "джисм ля каль-Аджсам" (джисм не как тела), подразумевает, что Он "Сущий (Щейъ) не как существующие". У каррамитов было разногласие относительно джисма, группа из них пришла к тому, что джисм - означает "существующий", другие сказали, что джисм – это "сущий сам по себе", и пришли большинство из них, что джисм - это тот, кто прикасается к чему-то одной из сторон». Сказал имам Сайфуддин аль-Амиди (ум. 631г.h) в своей книге «Абкаруль-афкар фи усулид-дин», 447: «Вопрос второй в том, что Аллаh Всевышний не тело. Путь людей Истины в том, что Аллаh Всевышний не тело, и пришли некоторые невежды к тому, что Он - джисм, затем разногласили между собой: - Некоторые каррамиты пришли к тому, что Он - джисм в значении, что Он существующий. - Некоторые из них пришли к тому, что Он - джисм в значении, что Он сущий сам по себе. - И пришли некоторые муджассимы к тому, что Он - настоящее тело, и что Он описан атрибутами тела. Затем, из них были те, кто сказали: "Он состоящий из плоти и крови", как сказал об этом Мукъотиль ибн Сулейман и другие. Из них те, кто сказали: "Он сияющий свет подобно белому слитку, и длинна Его семь пядей. И из муджассимов те, которые перешли границы на столько, что сказали: "Он - в образе человека", однако среди них были те, которые сказали: "в образе безбородого юноши с вьющимися волосами", так же из них те, которые сказали: "Поистине Он в образе старика с седой головой и бородой". Пречист Аллаh от того, что говорят эти лжецы». НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УТВЕРЖДЕНИЯ, ЧТО СЛОВО «ДЖИСМ» ИМЕЕТ ИНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Сказал имам Абу Са'ид аль-Мутавалли аш-Шафи'и (ум. 478г.h.) в своей книге «аль-Гунья фи усуль ад-дин», 81: «И если они (т.е. муджассимы) говорят: мы подразумеваем под словом "джисм", что Он Существующий, но не подразумеваем под этим составленность из частей. Мы отвечаем им: тому, что вы называете так, нет упоминания в языке, и это основано на абсурдном. И почему вы использовали это выражение, без какой либо передачи о том, что слышали от арабов подобное. И в чём тогда разница между вами, и теми, кто называет Аллаhа джасад (плоть) и подразумевает под этим, что Он существует?!» Сказал аль-Джурджани (ум. 816г.h.) в своем разъяснении на «аль-Иджи»: ثم إنه أشار إلى بطلان تعريفات منقولة عن بعض المتكلمين فقال: و ما هو كقول الصالحية من المعتزلة في تعريف الجسم: هو القائم بنفسه, و قول بعض الكرامية: هو الموجود, و قول هشام: هو الشئ . انتهى «Затем он указал на несостоятельность определений от некоторых сектантских мутакаллимов, сказав: И это не понимается так, как сказали ас-солихьийа из числа му'тазилитов в разъяснении слова джисм: "Он сущий сам по себе", и сказали некоторые каррамиты: "Он существующий", и сказал hищам: "Он Сущий"». Конец первой части. Продолжение по ссылке https://vk.com/wall-1387310_17334 Тэги: #таухид #ашариты #джисм #муджассим #ваххабисты #псевдоашариты

Теги других блогов: теология мусульмане ислам