Убеждение всех Пророков, мир Им, и каждого мусульманина заключаются в том, что Аллаh Всевышний – Создатель всего: и объектов, и их качеств. Аллаh создал все и Он не похож на свои создания. Ни в коем случае нельзя уподоблять Бога Его созданиям.
Сказал Аллаh Всевышний (Сура «Аш-Шура», Аят 11):
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَىْءٌ
Это означает: «Нет ничего подобного Ему».
Одно из качеств созданных – это иметь объем, занимать место, а также быть в каком-либо направлении. Аллаhу все это не присуще.
Теологи Ислама дали свое определение понятию места, чтобы каждый понял, что Бог не имеет местонахождения и не присуще Ему быть в каком-либо направлении.
● Ученый, языковед Ар-Рагиб Аль-Асфаhаний (год смерти 502 г.h.) сказал:
“الْمَكَانُ عِنْدَ أَهْلِ اللُّغَةِ الْمَوْضِعُ الْحَاوِي للشَّىْءِ”
Это означает: «Место – это то, что охватывает или окружает что-либо, или в котором есть что-либо».
● Известный теолог ханафитского мазhаба Камалуддин Аль-Байадый (год смерти 1098 г.h.) сказал:
“الْمَكَانُ هُوَ الْفَرَاغُ الَّذِي يَشْغَلُهُ الْجِسْمُ”
Это означает: «Место – это та пустота, которую занимает объект».
● Ещё один теолог Ислама языковед хафиз мухаддис и факыh Мухаммад Муртада Аз-Забидий (год смерти 1205 г.h.) сказал:
“الْمَكَانُ الْمَوْضِعُ الْحَاوِي للشَّىْء”
Это означает: «Место – это что охватывает или окружает что-либо или кого-либо».
● Шейх Саляма Аль-Када‘ий Аль-‘Азамий из шафи‘итского мазhаба (год смерти 1376 г.h.) сказал:
“الْمَكَانُ هُوَ الْمَوْضِعُ الَّذِي يَكُونُ فيهِ الجوْهَرُ على قَدْرِهِ وَالْجِهَةُ هِيَ ذَلِكَ الْمَكَانُ”.
Это означает: «Место – это то, в чем есть составляющие тело частицы по его размеру, а направление определяется местом».
● Языковед Мадждуддин Мухаммад ибн Я‘куб Файруз Абадий (год смерти 817 г.h.):
“وَالْجِهَةُ النَّاحِيَةُ”
Это означает: «Направление – это указание местоположения».
● Аль-Байадый сказал:
“وَالْجِهَةُ اسْمٌ لِمُنْتَهَى الإشَارَةِ وَمَقْصِدِ الْمُتَحَرِّكِ فَلا يَكُونَانِ إِلا لِلْجِسْمِ وَالْجِسْمَانِيِّ وَكُلُّ ذَلِكَ مُسْتَحيلٌ عَلى اللهِ”
Это означает: «Конец направления, в котором находится тело или объект называется местом. Это понятие относится только к телам или объектам, а по отношению к Аллаhа это абсурд».
● Шейх Мустафа ибн Мухаммад (год смерти 901 г.h.), теолог ханафитского мазhаба, известный под именем Аль-Касталлий сказал:
“قَدْ تُطْلَقُ الْجِهَةُ وَيُرَادُ بِهَا مُنْتَهى الإشَاراتِ الْحِسِّيَّةِ أَوِ الْحَرَكَات الْمُسْتَقِيمَة فَتَكُونُ عِبَارَةً عَنْ نِهَايَةِ الْبُعْدِ الَّذي هُوَ الْمَكَانُ، وَمَعْنى كَوْنِ الْجِسْمِ في جِهَةٍ أَنَّهُ مُتَمَكِّنٌ في مَكَانٍ يَلي تِلْكَ الْجِهَةَ، وَقَدْ يُسَمَّى الْمَكَانُ الَّذي يَلي جِهَةً مَا بِاسْمِهَا كَمَا يُقَالُ فَوْقَ الأَرْضِ وَتَحْتَهَا فَتَكُونُ الْجِهَةُ عِبَارَةً عَنْ نَفْسِ الْمَكَانِ باعْتِبَارِ إضَافَةٍ مَا”
Это означает: «Бывает, что говорят о направлении и под этим понимают окончание нашего указания или дистанцию, либо прямолинейное указание и определение дистанции. Направление – это выражение окончания конкретной дистанции для определения местонахождения. И может быть такое, что то место, которое мы хотим указать, имеет название направления. Например, мы говорим: над землей или под ней. Солнце, луна, планеты, звёзды имеют место над землей, а ад находится под землей».
● Ученый из ханафитского мазhаба Ахмад ибн Салям, известный среди мусульман под именем Абу Джа‘фар Ат-Тахауий (год смерти 321 г. h.), в своей книге по основам вероубеждения мусульман, в первой её части писал:
تَعَالى (أَي الله) عَنِ الحُدُودِ وَالغَايَاتِ وَالأَرْكَانِ وَالأَعْضَاءِ وَالأَدَوَاتِ، لا تَحْوِيهِ الجِهَاتُ السّتُّ كَسَائِرِ المُبْتَدَعَات
Это означает: «Нельзя приписывать Всевышнему Аллаhу границы, пределы, углы и органы, как большие, так и малые. Не окружает Его ни одно из шести направлений, которые окружают созданных». То есть нельзя приписывать Аллаhу границы и место.
Сказал Аллаh Всевышний:
“وَللهِ الْمَثَلُ الأَعْلَى”
Это означает: «Сыфаты Атрибуты Аллаhа не подобны сыфатам созданных».